Расставание Джереми Кларксона с передачей Топ Гир оставило после себя целое наследие
Все хорошее должно заканчиваться - и плохое тоже. Когда стало известно, что бывшие звезды программы «Топ Гир» Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй расстаются после 21 года существования трио, это нельзя было назвать «уходом с шумом». Скорее, с выхлопом автомобиля. Нет, это можно было бы точнее назвать просто антиклимаксом - медленным сползанием повозки Top Gear к остановке после сжигания последних остатков премиального бензина.
Суть дела такова: продюсерская компания, принадлежащая Кларксону, Хаммонду и Мэю, по сообщениям, распалась. Шоу «Гранд Тур», посвященный автоспорту, путешествиям и разнообразию шуток на канале Prime Video и являющийся фактическим преемником «Топ Гира», похоже, записал свою последнюю серию - или, по крайней мере, последнюю серию с этим составом ведущих. (Последнее «ура» - специальный выпуск, в котором они втроем отправляются в Зимбабве, - еще не вышло). Причины этого, возможно, не были названы, но не нужно обладать дедуктивными навыками, чтобы догадаться. На протяжении двух десятилетий трое ведущих ведут одну и ту же регрессивную, программу, сопровождаемую целым рядом противоречий. Если сериал популярен и приносит прибыль - а в течение многих лет он, несомненно, приносил, - это не считается проблемой. Но сейчас? Это может стать проблемой.
Во времена своей популярности он был одним из самых успешных сериалов BBC. С 2003 по 2015 год Кларксон, Хаммонд и Мэй были тремя самыми заметными и популярными ведущими на британском телевидении. Несомненно, именно массовая аудитория позволила сериалу выдержать череду противоречий, а именно шутки на совершенно разные темы. Только после того, как Кларксон физически напал на продюсера, он был смещен с поста ведущего, а Хаммонд и Мэй добровольно последовали за ним. Так родился проект The Grand Tour.
Top Gear продолжал выходить на BBC со сменой ведущих, пока не был окончательно заброшен после автомобильной аварии с почти смертельным исходом, в которую попал ведущий Фредди Флинтофф. По правде говоря, когда BBC объявила о прекращении вещания, это не вызвало особого резонанса - свидетельство того, что интерес аудитории резко упал. Но на Prime Video «Гранд-тур» также существовал в относительной анонимности. Сериал, по общему мнению, собрал солидные цифры: Amazon не публикует данные об аудитории, но в отчете Reuters за 2018 год утверждалось, что сериал стал самой успешной программой, когда речь шла о привлечении новых пользователей. Однако его производство обходится недешево, и он редко обсуждается или признается в более широких СМИ. По сравнению с другим крупным проектом Кларксона на Prime Video, оживленным сельскохозяйственным реалити-шоу «Ферма Кларксона», она совершенно незаметна. В некотором роде, это даже лучше, чем прежний Top Gear, и на фоне карьеры своих ведущих оказался освежающе спокойным в плане скандалов. Но отсутствие возмущения оставило лишь тишину, а также осознание того, что шок и провокация, возможно, были единственной ценностью этого трио.
Возможно, это также вопрос разницы в судьбах. Кларксон, румяный и самый активный из троицы, всегда пользовался наибольшим успехом в качестве телеведущего и язвительного героя. Однако только в последние несколько лет, когда он стал фермером и ведущим программы «Ферма Кларксона», его популярность переросла в более широкое чувство доброй воли. Впервые за свою карьеру Кларксон в какой-то степени завоевал расположение многих своих критиков из разных политических кругов. И - что, пожалуй, очень важно - Хаммонд и Мэй не имеют к этому никакого отношения. Как будто они втроем решили открыть свои отношения, но Кларксон слишком привязался к своему новому партнеру и решил, что, возможно, вся эта идея полиамории - не то, чем она кажется.
Ни Хаммонд, ни Мэй не смогли сравниться с Кларксоном в своих сольных начинаниях. Тем не менее, оба продолжают стабильно работать. Мэй, вероятно, наиболее известен своими сериалами на тему игрушек (James May's Top Toys; James May's Toy Stories) и в настоящее время ведет кулинарные и туристические сериалы для Prime Video. Хаммонд представлял такие сериалы, как Brainiac и Total Wipeout. С ними тоже все будет в порядке, но трудно представить, что они когда-нибудь вновь обретут тот авторитет, который был у них в тени Кларксона. Не заблуждайтесь, решение последовать за ним на Prime Video, несомненно, было в равной степени и корыстью, и преданностью.
Возможно, еще слишком рано объявлять это победой Кларксона. В декабре 2022 года ведущий поставил под угрозу свою карьеру, опубликовав публикацию со чёрным юмором, направленную на герцогиню Сассекскую. Сообщалось, что Amazon хочет отменить «Гранд-тур» и сократить «Ферму» Кларксона по окончании уже оговоренных четырех сезонов. Эти сообщения были опровергнуты (в том числе и самим Кларксоном), а успех третьего сезона «Фермы Кларксона», ставшего самым успешным британским оригиналом в истории стримингового канала, позволяет предположить, что дальнейшее продление программы - вполне реальная возможность.
Распад бывшего триумвирата Top Gear - это, конечно, конец эпохи, но не тот, который стоит оплакивать. Их партнерство оставляет после себя наследие фанатизма и заторможенной мужественности. Если высшая похвала, которой удостаивается телевизионная династия, существовавшая 21 год, заключается в том, что вы «хорошо пошутили», это, как ничто другое, свидетельствует о провале личных амбиций. Если вы ничего не делаете для того, чтобы возвысить жанр, то это лишь вопрос времени, когда жанр все равно возвысится - и поглотит вас в процессе.